Описание процесса диагностики и замены датчика кислорода на двигателях серии 3S, собранное по материалам форумов drom.ru.
1. Теория
Датчик кислорода или лямбда-зонд определяет содержание кислорода в выхлопных газах, что позволяет ECU регулировать состав бензиновой смеси. В конечном итоге это влияет на расход бензина и экологичность работы двигателя.
2. Причины поломки датчиков кислорода
— плохой бензин, свинец, железо забивают платиновые электроды за несколько «удачных» заправок;
— масло в выхлопной трубе из-за плохого состояния маслосъемных колец;
— «хлопки» в выпуске разрушающие хрупкую керамику;
— удары;
— перегрев корпуса датчика из-за неправильно установленного угла опережения зажигания, сильно переобогащенной топливной смеси;
— попадание на керамический наконечник датчика любых эксплуатационных жидкостей, растворителей, моющих средств, антифриза;
— обогащенная топливно-воздушная смесь;
— сбои в системе зажигания, хлопки в глушителе;
— использование при установке датчика герметиков, вулканизирующихся при комнатной температуре или содержащих в своем составе силикон;
— многократные (неудачные) попытки запуска двигателя через небольшие промежутки времени, что приводит к накапливанию несгоревшего топлива в выпускном трубопроводе, которое может воспламениться с образованием ударной волны;
— обрыв, плохой контакт или замыкание на «массу» выходной цепи датчика.
3. Типы лямбда-зондов
Существует всего 5 типов датчиков:
— одноконтактный;
— двухконтактный;
— трехконтактный;
— четырехконтактный с изолированной массой;
— четырехконтактный с неизолированной массой.
4. Лямбда-зонд в моторах 3S
В двигателях Toyota серии 3S используется четырехконтактный датчик с изолированной массой. P/N оригинального датчика 89465-20450, аналог NGK — OZA624-E4. Выглядит датчик следующим образом:
5. Диагностика датчика
Возможные признаки неисправности датчика кислорода:
— неустойчивая работа двигателя на малых оборотах;
— повышенный расход топлива;
— ухудшение динамических характеристик автомобиля;
— характерное потрескивание в районе расположения каталитического нейтрализатора после остановки двигателя;
— повышение температуры в районе каталитического нейтрализатора или его нагрев до раскаленного состояния.
Для диагностики потребуется осциллограф или специальный мотор-тестер, на дисплее которого можно наблюдать осциллограмму изменения сигнала на выходе Е1 и Vf диагностического разъема. Наиболее интересными являются пороговые уровни сигналов высокого и низкого напряжения (со временем, при выходе датчика из строя, сигнал низкого уровня повышается (более 0,2В — криминал), а сигнал высокого уровня — снижается (менее 0,8В — криминал)), а также скорость изменения фронта переключения датчика из низкого в высокий уровень. Есть повод задуматься о предстоящей замене датчика, если длительность этого фронта превышает 300 мсек.
Это усредненные данные.
Если лямбда работала на нашем бензине более 2-3-х лет то можно не тратиться на ее проверку. Ее стоит менять уже хотя бы по возрасту. Быстродействие все равно уже далеко от оптимального.
6. Замена лямбда-зонда
Замена лямбда-зонда сводится к установке собственно нового датчика, при этом рекомендуется использовать графитовую смазку, чтобы датчик не прикипел к выпускному коллектору. Если используется неоригинальный датчик, то возможно потребуется заменить разъем лямбды. Схема подключения проводов для Тойоты следующая:
сигнал: синий
земля: белый
обогрев: черный
обогрев: черный
Оставьте комментарий!↓
Пока нет ни одного комментария.
Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.